понедельник, 27 февраля 2017 г.

Немецкая история о детях.

Здравствуйте!
 
Думаю, нужно рассказать о тех странных событиях, что происходили в нашей деревне. Быть может, они и прояснят нам смысл того, что происходит в нашей стране.
 
Прежде я не видела ни одного фильма Михаэля Ханеке. Да-да, я не смотрела ни прославленную "Пианистку", ни недавнюю "Любовь". Решив, наконец, познакомиться с творчеством этого режиссёра, я выбрала фильм "Белая лента". И не прогадала.
 
 
Действие картины разворачивается накануне Первой мировой войны в немецкой деревне, где происходят странные события. Сперва кто-то подстроил несчастный случай с доктором, потом -  избил мальчика... Однако, на мой взгляд, детективная завязка - не более, чем приманка для зрителя. На деле же, режиссёр ищет ни много, ни мало, причины зарождения нацизма в Германии.

Тоталитарный режим, по Ханеке, задолго до Гитлера, установили протестантские пасторы. Те пасторы, что железной рукой насаждают показную добродетель, символизировать которую, должна белая повязка на предплечье. Кто скажет, какие повязки позже носили выросшие дети? Дети, у которых глубоко в душе зрел бунт против тотальной регламентации жизни. Жизни, где за опоздание к ужину полагается 10 ударов.
 
М. Ханеке, устами главного героя - школьного учителя - высказывает мысль, что понять события середины XX столетия можно, лишь обратившись к прошлому их действующих лиц. Не начался ли переворот в Германии раньше. чем принято считать? Не был ли он бунтом против тотального контроля общества за личностью? А что он породил только более жестокую систему - это революция пожрала своих детей.
 
Я не могу сказать, что целиком принимаю идеи М. Ханеке, но его размышления мне интересны. Однозначного же ответа на вопросы, которые он ставит, быть просто не может.
 
Кроме того, этот фильм мне очень понравился своей атмосферой. Вообще, атмосфера, по моему, это самая субъективная характеристика. Каждый зритель чувствует по-своему. Для меня же эта картина - абсолютно точно передаёт дух немецкой протестантской деревни. Я не могу описать словами это ощущение, но с первых же кадров я словно перенеслась туда. М. Ханеке не приукрашивает и не очерняет жизнь деревни. Кажется, он просто показывает обычных людей за их повседневными делами, а, на деле, передаёт дух самой нации.
 
Ваш Лосось.

2 комментария:

  1. Интересная постановка вопроса. Но мне кажется, что бунт этот все же имеет скорее внешние причины, нежели внутренние, а именно - унизительные и несправедливые условия Версальского мирного договора. С другой стороны, тот масштаб озлобленности и жестокости, который был свойственен немецкому фашизму, совершенно не сопоставим с тем, что было при аналогичных режимах, например, в Италии или Испании. Только вот обусловлено ли это, в действительности, протестантской этикой, а не чем-то другим, сложно судить. Но в любом случае все это очень интересно и тут есть о чем поразмыслить:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Думаю, сколько-то однозначный ответ невозможен. Возвращаться к тем событиям и давать собственную трактовку произошедшего и его причин так или иначе будут ещё очень и очень долго, а возможно - всегда.

      Удалить