четверг, 20 октября 2016 г.

Культура России: Саха (Якутия).

Доброго дня!

Сегодня я расскажу вам о более близком мне, географически, регионе, чем предыдущие. Это - Саха. Она же - Якутия. Кстати, это, кажется, единственная республика, которая в назваии имеет автоэтноним. 
Чтобы не забыть: столица - Якутск. Жители: якуты, эвены, эвенки, русские. Преобладающая религия: христианство.

Первое, что приходит в голову: якутский эпос - "Олонхо" и исполнители его олонхосуты.

Я, по своему обычаю, начала искать литераторов, это - то, что мне ближе всего:) И не зря я это стала делать, скажу вам.
 



Один из основоположников современной якутской литературы - поэт и драматург - Анемподист Иванович Софронов. Согласитесь, прочитав такое имя нельзя не заинтересоваться:) Анемподист Иванович Софронов был редактором первой газеты на якутском языке - "Манчары" (не спрашивайте, что это означает). В годы репрессий был осуждён и умер вскоре после освобождения. Реабилитирован посмертно.

Судьба отпустила Анемподисту Софронову не так много лет жизни - он не дожил до пятидесяти, однако за эти годы он успел столь многое. Его пьесы легли в основу национального драматического театра, он перевёл на якутский многих русских классиков, его стихотворения стали популярными народными песнями, его сатирические рассказы принадлежат к лучшим произведениям якутской прозы.

Я прочитала несколько стихотворений Софронова, посвящённых его Родине - Якутии. Я как-то уже писала, что любовь к Родине - это то, что я всегда могу понять в другом человеке. Послушайте, какие прекрасные слова (стихотворение "Родина моя"):
 
Как человек
Укрыт землей могильной,
Так родина моя
Лежит под толстым снегом.
 
Я был в другой земле.
Под ярким, жарким солнцем

Она лежит, украшена цветами

 

Но, однако,
Живя на тех счастливых берегах,
Я не стерпел, не выдержал,
Мне стало
Невмоготу,
Как гвоздь, я вбит по шляпку
В мороженую,
Злую, ледяную,
Лежащую под толстым слоем снега,
Живущую в плену у лютой стужи
Страдалицу –
Якутию мою.
 
Какая искренняя преданность своей родной земле, какая нежность - "страдалица Якутия".  А вот, в другом стихотворении - "Тоска по Родине" - герой, отправившийся искать счастья в чужих землях, вспоминает родную: 
 
А пахнет родная поляна
Дымком костра-дымокура.
На родной поляне
Тепло, но не жарко.
На родной поляне
Прохладно, да не зябко.
 
Ту, которая так знакома, где всё такое родное. Своим талантом поэт тоже обязан Якутии. Так он пишет в стихотворении "Кто меня научил": он мало книг прочёл, он не учился в университетах, он не спорил с мудрецами, 
 
Но зато
В уши мои вливалось
В сырые темные ночи
Гуденье раскачивающихся деревьев
Под сильным, мощным осенним ветром.
А также
Счастливый дар
У меня оказался
Наслаждаясь слушать, как шелестели,
Шуршали,
Шушукались, трепетали
И даже позванивали тихонько
И что-то ласково мне шептали
Листья деревьев под ветерочком, 
Цветов головки под дуновеньем
Едва заметного ветерочка.
 
Так, суровая красота родного края, простые люди для которых эта земля была домом научили поэта
Из чистых красивых слов,
Согласных, похожих по звуку,
Звонкие создавать стихи.
 
И он рассказывал об этой земле в своих стихотворениях, пел её. А я рассказала вам, как сумела:)
 
P. S. Якутские слова, правда, звучат чисто, красиво и звонко:)
 
Ваш Лосось.
 


 

2 комментария:

  1. Здравствуйте. Лидия! Спасибо за знакомство с самобытным якутским поэтом. Какие интересные строчки: шуршали. шушукались, трепетали и т. д.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, что Вам тоже понравилось! Анемподист Софронов, в самом деле, подбирал очень интересные и необычные эпитеты.

      Удалить