четверг, 5 ноября 2015 г.

Уолт Уитмен: Сотворение Америки

Доброго дня!
 


Сегодня я хотела бы поделиться с вами впечатлениями от знакомства с творчеством Уолта Уитмена. Его стихи я для себя открыла совсем недавно, читая интервью с Иосифом Бродским, где он упомянул этого автора. Мнение Бродского для меня авторитетно, к тому же я мало сведуща в американской поэзии, поэтому я раздобыла сборник У. Уитмена "Листья травы".


Я не стала читать предисловие, а сразу взялась, собственно, за стихотворения. Едва начав читать, я, из-за формы стихов, решила, что У. Уитмен - поэт XX века. Лишь через какое-то время я обратила внимание на даты: он был современником А. С. Пушкина. Несмотря на это, мне кажется неверным определять У. Уитмена как поэта XIX века.



У. Уитмен - первый поэт от сотворения мира. Вернее, даже, он - поэт сотворения мира, в смысле, сам, участвующий в творении. Мир этот - Америка. У. Уитмен поёт Америку и слушает Америку:
Слышу, поёт Америка, разные песни я слышу:
Каждый поёт своё, присущее только ему.
Он записывает эти песни и посылает их миру:
Я слышал, вам требовалось что-то документальное для подтверждения загадки
Нового Света,
Что-то характеризующее Америку, её Демократию,
Я посылаю вам мои стихи - и вы найдёте в них, что хотели.
Своими песнями он - рождённый на Помоноке - документально подтверждает бытие Америки, Штатов. Он взывает
К земле восточного Чесапика! К стране Делавера!
К земле Онтарио, Эри, Гурона и Мичигана!
К земле первых Тринадцати Штатов! У земле Массачусетса! К земле
Вермонта и Коннектикута!
Этим призывом, своим словом он творит этот Мир целиком и каждый Штат по-отдельности. Он сам поражён величием и великолепием созданного:
Вот она, жизнь,
Появившаяся на свет в мучительных родах, в судорогах и конвульсиях.
Удивительная! И реальная!
Под ногами божественная земля, над головой солнце.
Эту землю У. Уитмен населяет Людьми. Он обращается к предыдущим творцам:
Ушедшие поэты, философы, священнослужители,
Великомученики, художники, изобретатели, давно исчезнувшие правительства,
Создатели языка в неведомых странах,
Народы, некогда могущественные, а ныне вымирающие и пришедшие в упадок,
Я не вправе продолжать, пока не воздам дань уважения тому, что вы оставили
нам.
Я изучил ваше наследие, оно восхитительно ( я даже порою бродил в мире
ушедшем),
И понял - ничто не может быть более великим и заслуживать большего
почитания, нежели оно заслуживает,
Но, тщательно изучив прошлое, я оставил его
И стою там, где я есть, - в моём сегодняшнем дне.
Теперь он знает всё:
Моими устами поёт безграничная уверенность.


И он создаёт этот новый, совершенный народ:
Твёрдым и уверенным шагом идут они неустанно,
Вереницы людей, Американос, сотни миллионов,
Вот одно поколение, свершив свой подвиг, уходит,
И другое поколение, свершив свой подвиг, уходит следом,
Лица идущих повёрнуты ко мне, дабы слышать.
И глаза из смотрят на меня.
Этим людям он даёт
...дело борьбы за свободу!
Не знающее равных, исполненное страсти, доброе дело,
Суровая, беспощадная, нежная идея,
Бессмертная во все века, у всех племён, во всех странах!
Ради этого стоит жить. Жить, чтобы петь Демократию. Потому что люди - равны, люди - братья. И нет человека, который был бы сам по себе, как остров:
Я и молодой и старик, я столь же глуп, сколь и мудр,
Нет мне забот о других, я только и забочусь о других.

Людям равновеликим и равнопрекрасным даёт У. Уитмен завет: сделать Землю -
город Друзей, какого ещё никогда не бывало,
И превыше всего в этом городе крепкая ценилась любовь,
И каждый час она сказывалась в каждом поступке жителей этого города,
В каждом их слове и взгляде.
А для себя этот Бог просит одного: жить,
пока не увижу - стало привычным для вас
жить, взявшись за руки.
Не так уж и много.
P. S. Никогда я не читала таких стихов. У. Уитмен - как свежий воздух. Его сила - в непоколебимой вере в свою Страну; Людей, её населяющих; Дружбу; Любовь и Свободу. И пусть, многое с тех пор изменилось: и страна, и люди, для меня У. Уитмен создал Америку
Ваш Лосось.
 
  
 
 



Комментариев нет:

Отправить комментарий