воскресенье, 10 июля 2016 г.

Культура России: Дагестан.

Здравствуйте!
На прошлой неделе я не пополнила нашу категорию "Культура России", сегодня - исправляюсь и намереваюсь порадовать вас материалом о культуре республики Дагестан.
Чтобы не забыть: столица - Махачкала; жители: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасараны, чеченцы, ногайцы, агулы, рутульцы, цахуры, азербайджанцы, русские, грузины. Преобладающая религия: ислам.
Первое, что приходит в голову: сборная Дагестана по КВН; 2000 лет Дербенту было в прошлом году, кажется; Расул Гамзатов.


Хотя именно Расул Гамзатов, как мне кажется, - самый известный представитель культуры Дагестана за пределами Дагестана, есть другой поэт, который - их всё, как у нас - Пушкин.  Это - Махмуд из Кахабросо. На Родине его чтут особо - об этом говорит хотя бы и то, что изучение наследия Махмуда стало особой областью дагестанского литературоведения - махмудоведением.
Жизнь Махмуда (1873 - 1919) была недолгой, противоречивой, страстной и яркой. Он родился в небогатой семье, но имел возможность учиться: владел несколькими языками: арабским, азербайджанским, русским, но языком поэзии Махмуда всегда был только родной - аварский.  В нём он находил слова, которые не были доступны другим поэтам. Тот же Р. Гамзатов в поэме "Горянка" писал: "Нельзя, как травинок зелёных На белых хребтах в декабре, Слов нежных, к тебе обращённых, В аварском найти словаре". Для Махмуда не было этого "нельзя".
В  стихах своих Махмуд воспевал любовь. Именно в этом чувстве он черпал силы, хотя любовь и была для него вечной борьбой. Как у каждого великого поэта, у Махмуда была своя Беатриче - Муи. Как не раз уже случалось в истории, Муи была дочерью состоятельного и знатного рода, кроме того, она была замужем. Своей недоступной возлюбленной поэт посвящал прекрасные строки: "Страсть Асли, славу Хинда Затмевает свет её глаз. Билкис Сулеймана, Лейла Кайса Не стоят одного её платка". Отношения Махмуда и Муи были мучительны: даже овдовев женщина, хотя, кажется, и отвечавшая взаимностью поэту, отказалась стать его женой. Недаром, Махмуд писал о своей любви: "Когда людям раздавали спокойствие, Мне в качестве моей доли дали любовь к тебе. Когда блага для ровесников текли реками, Меня же на мученье одарили любовью".
В произведении, считающимся вершиной творчества, Махмуд также воспел свою небесную возлюбленную. Поэму "Мариам" Поэт создал на фронтах Первой мировой воны. Вместе со многими друзьями Махмуд служил в "Дикой дивизии", которая была сформирована из добровольцев - уроженцев Кавказа. В школе нам, конечно, рассказывали, что эта дивизия была одной из самых сильных военных единиц русской армии, но всё это казалось таким далёким. Теперь для меня это всё стало каким-то личным, что ли. Как я могу оставаться равнодушной, зная, что именно там  сто лет назад воевал поэт, который искал свою возлюбленную? "Где бы я не бывал на прусской земле, О тебе вспоминал, искал твой портрет. Целый свет обошёл, его не нашёл, - Сердце отдал бы я за этот портрет".

Махмуд никогда не соединился со своей любимой, но его стихи стали языком всех влюблённых в Аварии. И это не только метафора. Многие стихотворения Махмуд писал по просьбам влюблённых, которые не могли найти силы признаться друг другу и передавали свои чувства в стихах. Стихах, написанных для них поэтом. Махмуд и сам понимал, что именно влюблённые будут хранить память о нём: "Хотя я умру, но оставлю много песен, Известных всему народу. Хоть меня похоронят в могиле, Моё надгробье привлечёт влюблённых". И его слова оказались пророческими. Р. Гамзатов признавался: "Я знаю наизусть всего Махмуда, Но вот не понимаю одного: Откуда о любви моей, откуда Узнал он до рожденья моего?".

Махмуд трагически погиб во  время ссоры, обстоятельства которой остаются не прояснёнными до сих пор. После его смерти прошли годы, прежде чем люди стали понимать, какого масштаба талант жил рядом с ними. Началось время сбора наследия Махмуда, что было непросто сделать: его рукописи были уничтожены и собирать стихотворения приходилось по крупице - у певцов, которые берегли песни Махмуда и не всегда соглашались записать их. Сложно установить, сколько стихов певцы унесли с собой в могилы, но даже, если, известные нам песни - лишь часть наследия поэта, их хватает, чтобы имя Махмуда навсегда оставалось в памяти.

P. S. Если мне удалось увлечь вас своим рассказом, то очень советую почитать про Махмуда здесь. Я изложила какие-то вехи его судьбы всего лишь на одной странице, но жизнь этого удивительного человека необыкновенна и рассказ о ней интересен почти так же, как и его поэзия.

Ваш Лосось.





4 комментария:

  1. Как интересно читать посты из этой серии, будто фильм смотришь или роман читаешь - такое ощущение. :)
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, что тебе нравится:) Мне, в свою очередь, очень нравится готовить эти посты, поэтому так приятно получать отклик от читателей:)

      Удалить
  2. Где можно найти его тексты на татарском языке, Лидия? Подскажите, пожалуйста

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На аварском и русском можно почитать здесь http://bookz.ru/authors/mahmud-iz-kahabroso/lirika-_418/1-lirika-_418.html. Перевод на татарский язык я найти не смогла, но поищу ещё, может, получится.

      Удалить