понедельник, 29 февраля 2016 г.

Физули: Что есть красота?

Добрый день!
 
Обычно, перед тем, как начать рассказывать о какой-нибудь книге или фильме, или событии я пытаюсь объяснить, как, вообще, так получилось, что я с этим чем-то познакомилась.

Так вот, в этот раз я не могу ничего сказать, ибо я не знаю, почему я сходила и взяла с полочки сборник классической восточной поэзии (это не тот, о котором я писала в прошлые разы). Ещё меньше у меня объяснений того, что читала я именно газели Физули, но так получилось, а значит - вперёд к знакомству с азербайджанским классиком!
 

К слову сказать - не только азербайджанским. Физули, кроме родного азербайджанского, писал также на персидском и арабском, а своим классиком его считают ещё и турки.

Я не большой знаток восточной поэзии и не пытаюсь проводить серьёзный литературоведческий анализ творчества этого поэта, а собираюсь рассказать только о том, что меня затронуло в строках написанных больше четырёх столетий назад.

Физули пишет о любви и красоте. Пишет очень проникновенно и изыскано, как все восточные поэты, но мне показалось очень интересным то, что он делает акцент не на внешней красоте, а на внутренней: "Внешний же облик красы приходящей правдолюбивых мужей не прельщает". И вот ещё: "Бренному телу, что скоро погибнет, мудрый души своей цвет не вручает".

Мне такая позиция показалась необычной, потому что, мне кажется, такое отношение к женщине, попытка увидеть в ней душу, а не только внешнюю оболочку не характерна для времени, когда жил поэт и тех мест, где он творил. Хотя, возможно, это лишь стереотипы, а Физули открывает проливает свет на истинное положение дел.

По мнению поэта, нет красавицы без любви и об этом он пишет: "Красавица - та, кем любуется милый, иную красавицей мы не зовём. Ей милого взоры дают совершенство - пусть ищет целебные взоры тайком!". Такое восприятие красоты мне очень близко. Красота - не нечто абсолютное, красота - в глазах любящего.

Конечно, это, должно быть, неполное впечатление от поэзии автора "сыгравшего важную роль в становлении турецкой и азербайджанской поэзии", но оно - искреннее:)

P. S. Поэзия Физули не является скрытым знанием и достаточно широко представлена в Интернете. Вот, например.

P. P. S. Кстати, о современной азербайджанской поэзии я уже писала здесь.

Ваш Лосось.
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий